Банк России объявил о том, что в рамках своих компетенций готов предпринять шесть шагов для снижения уровня бедности в стране. Заявив об этом на пленарном заседании в Госдуме, глава ЦБ Эльвира Набиуллина, по мнению экспертов, умолчала о главном: проблема находится не в монетарной, а в макроэкономической плоскости, которая несравнимо шире. Чтобы доходы населения росли, необходимо создавать новые рабочие места с высокой оплатой труда. А это уже задача правительства.
Фото: Геннадий Черкасов
По официальным данным Росстата за прошлый год, количество граждан, живущих за границей бедности, насчитывает порядка 16 млн человек. Это около 11% населения. Само понятие «граница бедности» также установлено Росстатом, и на 1 января 2024-го в среднем по России соответствует доходу 15,543 тысяч рублей в месяц на человека. По регионам статистика довольно существенно различается. Например, для Камчатского края граница бедности превышает 30 тысяч рублей, в Краснодарском крае — 15,962 тысяч.
Что же это за 6 шагов от ЦБ? К действиям, упомянутым в Госдуме Эльвирой Набиуллиной, относятся: снижение инфляции (поскольку это «налог на бедных»); меры по защите граждан «от чрезмерной закредитованности» (которая вызвана, в частности, массовой выдачей льготной ипотеки); борьба с мошенничеством на финансовом рынке (бедные наиболее уязвимы для злоумышленников); предоставление мер поддержки в виде кредитных каникул лицам с высокой долговой нагрузкой; развитие «финансовых продуктов специально для людей с низкими доходами» — социальный счет и социальный вклад; специальные программы финансовой грамотности.
По словам ряда экономистов, инициатива Центробанка, даже в случае реализации всех шести пунктов, не позволит решить проблему бедности в корне. Единственным эффективным методом является стимулирование внутреннего производства, которое влечет за собой появление новых рабочих мест, где людям платят зарплаты значительно выше МРОТ.
— Бороться с бедностью должен не Центробанк, это исключительная прерогатива другого государственного органа — правительства, — эксперт Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец был категоричен в своей оценке. – В данном случае надо повышать пенсии и социальные выплаты всех видов. Также надо увеличивать МРОТ – хотя бы до 40 тысяч рублей, а лучше до 50 тысяч. Единственный действенный, по-настоящему эффективный инструмент, которым располагает ЦБ в контексте обсуждаемой нами темы – это инвестиции. Без дешевых инвестиций нельзя развивать промышленность, без них не будет прироста высокооплачиваемых рабочих мест. Об этом Набиуллина почему-то умолчала. Равно как и о том, что высокая ключевая ставка не позволяет бизнесу кредитоваться и инвестировать в производство, резко ограничивая потенциал для роста доходов населения.
— Выходит, решению проблемы бедности противоречит сама политика ЦБ?
— С одной стороны, Набиуллина указывает на высокий уровень закредитованности населения, но, с другой стороны, люди берут банковские займы, чтобы купить жизненно необходимые для себя вещи. Препятствовать им делать это посредством высокой ставки – это весьма нетривиальный способ борьбы с бедностью. Что касается финансовой грамотности, о которой также говорила глава регулятора, это понятие не существует «в вакууме», без денег. Если у людей есть деньги, они рано или поздно самостоятельно, без какой-либо помощи со стороны государства, станут финансово грамотными – просто в силу ежедневной практики пользования своими средствами.
— Как на сегодняшний день обстоят дела с бедностью в России?
— В стране по-прежнему много бедных. При этом надо понимать: росстатовские 15,543 тысяч рублей в месяц на человека – это уже порог не бедности, а нищеты. С социальной, а не математической точки зрения, бедными являются те, кто не в состоянии удовлетворить свои самые насущные, базовые нужды. Таковыми в сегодняшней реальности можно считать тех, чьи доходы не превышают 40 тысяч рублей в месяц на одного члена семьи. Получается, в России бедных – чуть ли не половина населения. Существует также понятие депривации, и оно также социальное, а не имущественное: это невозможность жить полноценной жизнью, поехать куда-то (хоть на дачу) отдохнуть, пригласить на чай друзей, купить ребенку белковую еду, а себе – лишнюю рубашку, сходить в кино или театр.