Наша финансовая подушка безопасности – Фонд национального благосостояния — уже в 2025 году может сдуться, то есть, обнулиться. Это не чье-то частное мнение, а один из вариантов прогноза Центробанка РФ, который содержится в опубликованном проекте «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики».
Фото: freepik.com
Регулятор признает, что такая угроза вполне реальна в случае глобального кризиса и ухудшения отношений США и Китая. В результате которого России придется активно использовать средства ФНБ.
Впрочем, и других поводов для мировых потрясений предостаточно. Например, регулятор называет высокие учетные ставки и накопившиеся дисбаланс на мировом финансовом рынке. Еще в ЦБ видят угрозу деглобализации, то есть фрагментации на торговые блоки, возглавляемые крупнейшими экономиками.
В общем, риски подстерегают со всех сторон, они могут спровоцировать падение цен на углеводороды и сырьевые товары.
По мнению ЦБ, бюджетное правило нужно будет изменить с переходом на базовую цену нефти на уровень 40 долларов за баррель к 2027 году, что позволит избежать повышенных бюджетных расходов.
В случае негативного сценария, инфляция ожидается на уровне 13-15 %, а ключевая ставка составит 20-22 % годовых.
Понятно, что в нынешних экономических условиях правительство регулярно пользуется заначкой – ФНБ. На 1 августа ликвидная часть фонда составляла 4,6 триллиона рублей, а общий объем — 12,3 триллиона.
Но с какой стати ухудшение отношений между США и Китаем должно отразиться на нашем Фонде национального благосостояния – да еще так опустошающе, до нуля?
Как считает главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев, ухудшение ведет к замедлению роста экономики – прежде всего Китая, который в первую очередь обеспечивает рост спроса на российские энергоносители. Если Поднебесная станет закупать их меньше, то и цены на нефть и газ пойдут вниз.
— 4,6 триллиона рублей в ликвидной части ФНБ это много или мало?
— Все относительно. Если сравнивать с общим объемом, 12,3 триллиона, то немного. Однако за минувшие 2,5 года из этого Фонда было израсходовано около 1,5 триллиона. Это не «окрашенные», не целевые деньги. Средства из ФНБ берут для балансировки федерального бюджета, для увеличения доходной части. Как видим, нынешний остаток составляет в три раза больше.
— Значит, нет никакой опасности? Из Фонда можно черпать и черпать?
— Почему за 2,5 года ФНБ просел так незначительно? В 2022 году была очень хорошая внешнеэкономическая конъюктура. Вверх рванули цены на нефть, только от экспорта мы получили порядка 600 миллиардов долларов.
В перспективе, в 2025 году таких цен на энергоносители не будет, они ожидаются значительно ниже, чем в 2022 году. И когда анализируешь эти данные, становится ясно, что 4,5 триллиона рублей не так уж и много. Кстати, это косвенно подтверждается тем обстоятельством, что правительство повысило налоги и ввело прогрессивную шкалу. Если бы все было спокойно, наверное, оно бы не пошло на эти меры. Необходимо быть готовым к любым форс-мажорам.
— Вы верите в тот вариант прогноза Центробанка, согласно которому в будущем году Фонд может обнулиться?
— В своих прогнозах я обычно более пессимистичен, но полагаю, что в 2025 году ФНБ уж точно не обнулится. И вот по какой причине. В наступающем году большой эффект даст повышение налогов – на прибыль с 20 до 25 %, а также введение прогрессивной шкалы налогообложения. Федеральный бюджет получит дополнительно 2,6 триллиона, а, может, и 3 триллиона рублей. Такие поступления страхуют ФНБ.
— Почему же регулятор выступает с такими прогнозами?
— На мой взгляд, это продолжение жесткой денежно-кредитной политики. Если в ближайшие годы мы начнем больше средств вливать в ФНБ, сократится расходная часть бюджета, бюджетный импульс. Возможно, по мнению регулятора, при сокращении бюджетных расходов, начнется более успешная борьба с инфляцией.