Монетарные власти готовят изменения в шкале НДФЛ и в ставке налога на прибыль. Такую работу Минфин начал еще в конце прошлого года, но в активную фазу она вступила после недавнего оглашения послания президента. В нем Владимир Путин призвал «к более справедливому распределению налогового бремени».
Фото: Лилия Шарловская
Введение прогрессивной шкалы налогообложения – тема для России далеко не новая. Сколько лет строим капитализм, столько лет о ней и говорим. Ведь это ни в какие ворота не лезет: и бедные, и богатые (владельцы заводов, газет, пароходов), по сути дела, платят одни и те же налоги: 13 %.
При этом не стоит забывать, что с 1992 по 2001 годы в России был неудачный опыт прогрессивной шкалы. Тогда самые богатые граждане должны были уплачивать в казну 40% от своих доходов. Нужно ли говорить, что от такого повинности они уходили всеми правдами и неправдами? Бюджет был пустой. И власти справедливо опасаются, что история с массовой неуплатой может повториться, если перегнуть палку с процентами НДФЛ.
Хотя политики и парламентарии постоянно предлагали варианты по прогрессивной шкале. В частности, в парламент вносились законопроекты м предложениями поднять верхнюю границу налога на доходы физлиц до 25% и даже 35% для самых богатых. Но всякий раз инициативы оставались без одобрения правительства.
Но сейчас, после недавнего послания президента Федеральному собранию, лед тронулся и в кабмине соответствующая работа закипела. Как сообщают близкие к высоким кабинетам источники, ожидаемые изменения в Налоговый кодекс можно разделить на три группы.
Первая — система подоходного налога. Пока готовых решений (конкретных ставок при фиксированных доходах) нет. Рассматриваются разные варианты. Однако уже достоверно известно, что снижения базовой ставки в 13% для неимущих ожидать не приходится.
Вторая тема, которая также обсуждается в правительственных кругах, налог на прибыль. Здесь речь идет о повышении сбора, которое, по мнению ряда аналитиков, способно нанести экономике предприятий серьезный удар. Сегодня этот налог равен 20 %, три из которых поступают в федеральный бюджет, а остальные в региональные. И хотя цифра нового налога нигде не звучит, ряд экспертов полагает, что при повышении этого показателя интерес к развитию у компаний пропадет.
Третья группа – налоговые льготы. Их могут получить наши сограждане с низким уровнем дохода. А что касается налога на прибыль, то на послабление могут претендовать те организации, которые активно осуществляют капвложения в свою деятельность.
Для россиян подобные намерения властей означают, что правительство постепенно начнет выравнивать доходы между разными слоями населения. А вот в экспертном сообществе единого мнения о целесообразности перемен нет. Одни уверены, что Россию ждет замедление роста ВВП из-за сокращения деловой активности компаний. Другие, наоборот, пророчат рост этого показателя ввиду притока инвестиций. .
О перспективах дифференциации подоходного налога спрашиваем главного научного сотрудника Института экономики РАН, доктора экономических наук Игоря Николаева.
— Введение прогрессивной шкалы налогообложения давно назрело в нашем обществе, — считает он. — Другое дело, что для столь серьезного шага выбрано не самое удачное время.
— Что вы имеете в виду?
— Что бы ни говорили про улучшение макроэкономических показателей по итогам 2023 года, наша экономика находится в сложном положении. Продолжается серьезное санкционное давление и вряд ли оно прекратится в ближайшем будущем. А факторы, определяющие макроэкономику, носят пока временный характер. В таких условиях резкие действия со стороны монетарных властей могут быть достаточно опасными. Переход к новой налоговой системе должен быть плавным.
— На ваш взгляд, какой должна быть ставка шкалы?
— Она в данном случае имеет ключевое значение. Сейчас шкала простая: 13% почти для всех и 15 % — при доходах физических лиц в более 5 миллионов рублей в год. На мой взгляд, верхнюю планку можно повысить до 20% — это максимально с точки зрения перехода к прогрессивной шкале. Вводить запретительную ставку в 35-40%, как это было в 90-е годы прошлого столетия, слишком рискованно. Даже при нынешнем жестком финансовом контроле бюджет может не дополучить налогов.
— Значит, 13; 15 и 20 процентов в зависимости от уровня доходов физического лица?
— В прогрессивную шкалу я бы ввел еще и нулевой НДФЛ – для людей с низкими доходами на уровне прожиточного минимума. Их можно было бы вообще освободить от уплаты подоходного налога. То есть, в шкале целесообразно иметь четыре «отсечки»: 0; 13; 15 и 20 процентов.