В какую конкретно сумму обойдется российской казне реализация до 2030 года всех проектов, озвученных Владимиром Путиным в послании Федеральном собранию? Власти точную сумму не озвучили. «Необходимые деньги будут выделены», — уверенно и одновременно загадочно заявил глава Минфина Антон Силуанов. Между тем, в отсутствие официальных уточнений появились первые независимые оценки потенциальных расходов.
Фото: kremlin.ru
Суммарно Путин дал поручения примерно на 17 трлн рублей, подсчитали эксперты РИА Новости. Агентство использовало, во-первых, прозвучавшие в президентском послании цифры (суммарно — 9,7 трлн рублей), во-вторых, доступные параметры бюджета, в-третьих, данные из заявлений официальных лиц. В свою очередь, аналитики Росбанка пишут: «С учетом уже заложенных расходов на 2024-2026 годы стоимость инициатив составляет порядка 12,8 трлн рублей, а с включением налоговых расходов (льгот) полная стоимость может приблизиться к 14-15 трлн рублей». При этом объем бюджетных трат только на новые инициативы оценивается в 5,7 трлн рублей. Речь идет о пяти нацпроектах: «Семья», «Продолжительная и активная жизнь», «Молодежь России», «Кадры» и «Экономика данных».
В целом, больше всего средств предполагается задействовать на модернизацию коммунальной инфраструктуры — 4,5 трлн рублей. Далее идут социальная сфера — 3,3 трлн, (причем продление программы маткапитала обойдется государству в 2,3 трлн рублей); развитие регионов и поддержка науки — по 2,3 трлн; строительство, ремонт и оснащение объектов здравоохранения — 1 трлн; нацпроект «Экономика данных» — не менее 700 млрд рублей за шесть лет. По расчетам инвестиционного банка «Синара», дополнительные расходы могут составить «минимум 1 трлн рублей ежегодно». Их рост, полагают аналитики, банка, «может повлечь за собой увеличение налогов, уплачиваемых публичным компаниями».
«Шесть лет — достаточно длинный трек, на таком временном горизонте сложно оценивать источники финансирования и то, как пойдет дело, — говорит ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. — Поэтому все прогнозы носят заведомо условный характер. Меняются и внешние факторы, прежде всего, вклад чистого экспорта в ВВП, который за прошлый год сократился практически втрое — с 12,3% до 4,6%. Что, в свою очередь, снижает интенсивность инвестиций из ФНБ. Экспортная конъюнктура у нас невыразительная, в текущем году она будет явно слабее, чем в прошлом. Перспективы мировой экономики не выглядят безоблачными, ожидать высокого спроса не энергоносители не приходится. В-общем, вопросов хватает. Некая ясность появится только к концу лета, когда будет представлен проект бюджета-2025 и на новую финансовую трехлетку.
-Какая из оценок относительно совокупных трат на реализацию всех поручений Путина видится вам наиболее адекватной?
-На мой взгляд, ближе к истине Росбанк с обозначенной им верхней планкой в 15 трлн рублей. Но тут много самых разных составляющих. Среди прочего, реализация нацпроектов связана с частными инвестициями. В свою очередь, инвестиционная активность зависит от налогового климата. Ясно, что без усиления фискальной нагрузки обойтись на удастся. Но эффективность системы прогрессивного налогообложения, на которую правительство нацелилось переходить, достаточно условна. В 1990-е годы этот механизм, тогда опробованный впервые, практически не работал (в 2001-м от него отказались), а отток капитала из страны был очень значительным. Сегодня утекать ему особо некуда, однако есть риск перегнуть палку, отпугнув потенциальных инвесторов. Мера требует очень взвешенного подхода.
-Какие еще источники финансирования могут быть задействованы?
-Вряд ли правительство станет брать деньги с открытого рынка, поскольку это означает перекладывание расходов на будущие поколения. Долговые заимствования в ближайшие годы будут ограничены. Даже если текущая ставка ЦБ опустится к концу года до 12,5-13,5%, доходность ОФЗ должна быть примерно на таком же уровне. А это слишком дорогое удовольствие. Чем больше вы заимствуете сейчас, тем больше придется впоследствии отдавать с учетом процентов. А ведь надо еще финансировать дефицит бюджета (помимо нацпроектов), который в ближайшие годы сохранится. Откуда? Пока только из ФНБ, поскольку текущий год выдастся напряженным, переходным для экономики. Многое зависит о того, как будет диверсифицирован экспорт, насколько удастся снизить долю импорта во внешней торговле, какой толчок получат проекты по импортозамещению, по стимулированию промышленного производства.
-А нефтегазовые доходы? Стоит ли на них рассчитывать, и в какой степени?
— Штука это крайне нестабильная. Конечно, свои 8 трлн рублей мы в течение года получим. Но проблему они не решают. Россия, по сути, отрезана от европейских рынков, а с азиатскими ситуация непростая, как показал опыт. На устойчивый рост сырьевого экспорта не стоит рассчитывать: объемы будут оставаться примерно на текущем уровне, с тенденцией к снижению. Нарастить их мешают инфраструктурные ограничения (в частности, нехватка газопроводов в восточном направлении, а также газовозного флота) и неопределенность с внешней ценовой конъюнктурой и спросом. Плюс, у нас есть обязательства перед ОПЕК+ по сокращению добычи. Да, нефтегазовый экспорт — инструмент необходимый, им надо пользоваться, но делать на него основную ставку нет смысла.