Президент поручил правительству опережающими темпами обеспечить увеличение минимального размера оплаты труда (МРОТ) к 2030 году. Он должен почти удвоиться по сравнению с сегодняшним уровнем и составлять не менее 35 тысяч рублей в месяц. Если в февральском послании Федеральному собранию эта цель была задекларирована, то сейчас она уже обрела статус поручения правительству, выполнение которого глава государства будет контролировать лично.
Фото: Ольга Шуклина
До 15 марта 2025 года правительство должно представить Владимиру Путину подробный доклад о выполненной работе. А далее отчитываться по данному вопросу раз в полгода.
Напомним читателям, что в нынешнем году МРОТ составляет 19 242 рубля. В 2023 году этот показатель равнялся 16 242 рубля, то есть годовой рост составил целых 18,5%. А если за точку отсчета брать 2020 год, то «минималка» в России увеличилась в 1,5 раза.
Согласно официальным статданным, в результате повышения МРОТ зарплата вырастет у 4,8 миллиона россиян. Однако увеличение этой выплаты отразится и на размере социальных пособий, зарплатах в бюджетной сфере и в разных отраслях экономики.
Нужно ли говорить, что почти двукратный (по сравнению с 2024 годом) рост «минималки» за 6 лет способен значительно улучшить благосостояние наших сограждан.
Только реально ли выполнение поручения Владимира Путина (ответственным он назначил премьера Михаила Мишустина) в сегодняшних условиях? Когда на Россию обрушиваются бесконечные экономические санкции и дает о себе знать инфляция?
На первый взгляд, задача трудная, но вполне решаемая. Ведь МРОТ «образца» 2024 года на 18,5% выше, чем был в 2023 году. Если кабмину каждый год удастся прибавлять примерно столько же, даже чуть меньше, то к 2030 году «минималка» вполне может подняться до 35 тысяч рублей в месяц.
Но реально ли выдерживать такие темпы роста МРОТ из года в год? Об этом спрашиваем у эксперта-экономиста.
— Все богатство страны берется из одного источника: валового внутреннего продукта — говорит кандидат экономических наук, финансовый аналитик Михаил Беляев. – К сожалению, он у нас не такой большой, его необходимо увеличивать, нужны серьезные темпы роста…
— Но они есть у России, мы на 5-м месте в мире по этому показателю!
— Да, этим успехом можно гордиться, это хорошо. Но что нам обеспечило такой скачок? Мы «раскручиваем» военно-промышленный комплекс. Он, безусловно, необходим для укрепления обороноспособности страны. И входит в статистический расчет ВВП. Но следует признать, что это специфическая часть экономики.
— Чем же она отличается от других отраслей?
— Инвестиционные процессы в ВПК во многом опираются на бюджет. Продукция военно-промышленного комплекса в хозяйственном обороте страны не участвует. С точки зрения экономики, она, конечно, дает импульс на развитие другим сферам деятельности, задействованным в производстве вооружения.
Однако за пределами заказов ВПК, эти отрасли дальше идти вперед не могут. Их развитие сдерживает жесткая денежно-кредитная политика Центробанка. Под лозунгом борьбы с инфляцией, регулятор сохраняет высокую ключевую ставку — 16%. Но инфляция растет не потому, что у населения скопилось много денег, а из-за действий компаний — монополистов, которые взвинчивают цены на все производимые товары.
По итогам 2023 года мы получили прирост ВВП 3,6%. По моему мнению, он мог быть много выше, если бы не высокая ключевая ставка. Отрасли не в состоянии развиваться, брать кредиты в таких условиях. Потому надеяться на то, что мы сможем каждый год обеспечивать высокие темпы роста, не приходится. Темпы роста должны откуда-то браться. Я пока таких резервов не вижу.
— Значит, задача, поставленная президентом правительству достичь к 2030 году МРОТ в размере 35 тысяч рублей, трудновыполнимая?
— Наоборот, она легко выполнимая, если кабмин перейдет к политике, стимулирующей развитие экономики, обеспечит дешевые кредиты производителям. Часто приходится слышать, что компании берут займы и при сегодняшних сверхвысоких ставках. Да, берут. Но не для того, чтобы развиваться, а чтобы удержаться на плаву.
— Никто не знает, какой будет инфляция к 2030 году. Если она будет расти по 3-4 процента в год, это еще куда ни шло. А если выше? Может, по своей покупательной способности эти 35 тысяч рублей будут соответствовать нынешним 19 тысячам?
— Пока Центробанк не откажется от нынешней кредитно-денежной политики, инфляция будет расти. Она, повторяю, имеет не денежный характер, а монопольный.