Российский валютный рынок пережил, вероятно, одну из самых необычных недель за всю историю своего существования. После санкций, наложенных американской администрацией на Мосбиржу 12 июня, биржевой рынок доллара и евро де-факто перестал функционировать в России. Теперь ЦБ РФ определяет официальный курс этих валют абсолютно по-новому — на основе данных банковских операций и сведений с внебиржевых цифровых платформ. Изменение методологии, естественно, не могло не сказаться на самом курсе, который за минувшие дни пережил сильнейшие колебания.
Фото: unsplash.com
До введения санкций доллар стоил 89 рублей с копейками, а евро – почти 96. К 20 июня рубль резко укрепился – до 82 за доллар и 89 – за евро, а затем столь же резко отыграл назад. Последнюю неделю июня курс встречает на уровне почти 88 рублей за доллар и свыше 94 – за евро. Какие же факторы двигают курс в новой валютной реальности, и как будут меняться котировки «токсичных» валют в ближайшей перспективе? С этими вопросами «BitNewstoday.ru» обратился к экспертам: аналитику Финансовой академии Capital Skills Марку Гойхману и аналитику Freedom Finance Global Владимиру Чернову.
- За прошедшую неделю, когда правила определения валютного курса принципиально изменились, мы видим серьезные колебания официального курса: то рубль усиливается по отношению к доллару и евро, то ослабевает. В чем причина этой волатильности?
Гойхман: Прекращение привычных десятилетиями биржевых торгов долларами и евро не только сломало механизмы определения курсов. Важно, что это произошло из-за санкций, затрудняющих расчёты, усиливающих риски и издержки контрагентов, а также эмоциональный фактор. Рубль, как канатоходец, балансирует, отклоняясь в разные стороны. Вспоминается песня Владимира Высоцкого:
«Посмотрите — вот он без страховки идёт.
Чуть правее наклон — упадёт, пропадёт!
Чуть левее наклон — всё равно не спасти!»
Рынок ищет новые ориентиры, пытается учесть изменение условий. Ограничения в оплатах уменьшили импорт и спрос на валюту. Тогда как её предложение поддерживают обязательная продажа валюты экспортёрами, налоговый период, высокие нефтяные цены, стремление многих избавиться от «токсичных» валют. Поэтому доллар падал с 13 по 20 июня — с 90 до 83 рублей. Однако панические настроения были быстро остановлены. Чем? Решением о снижении доли обязательной продажи валютной выручки экспортёрами с 80% до 60%. Приостановкой роста котировок нефти Brent c 20 июня на рубеже 85 долларов за баррель. Усилением предположений о повышении ключевой ставки ЦБ РФ в июле с 16% до 17-18%. Наконец, достижением курсами валют очень низких, привлекательных для покупок уровней.
Чернов: В первые дни волатильность увеличилась на фоне возникновения некоторой неопределённости, однако основное влияние на укрепление стоимости российской национальной валюты оказало падение объемов импорта в страну. Усиление контроля за соблюдением санкций в отношении РФ третьими странами увеличивают риски внешнего давления на них, из-за чего многие отказываются от сотрудничества с РФ. Как пример: Япония заявила о прекращении поставок в РФ новых легковых автомобилей. Когда объемы импорта упали, экспортеры продолжали продавать 80% своей валютной выручки на бирже, согласно указу президента об ее обязательной репатриации. Таким образом, появился дисбаланс и предложение валюты превысило спрос на нее. Потом правительство законодательно утвердило сокращение объемов обязательной продажи валютной выручки экспортерами до с 80% до 60%, из-за чего спрос превысил предложение и рубль вновь стал ослабевать.
— После отмены биржевых торгов в стране образовались как бы два обменных курса: один официальный центробанковский, второй реальный — в банковских обменниках. Как будет дальше развиваться ситуация с этими двумя параллельными курсами?
Гойхман: Положение неопределённости, ограничений, размашистости «шеста канатоходца» создаёт большие спреды между ценами покупки и продажи в банках, стремящихся «не продешевить» и даже спекулятивно заработать. Так обычно бывает при неординарных событиях. Но это не продолжится долго при сохранении относительной рыночности курса. При постепенном успокоении ситуации его волатильность и спреды уменьшаются. Официальные и рыночные котировки валют сближаются. Различия в курсах ЦБ и в банковской рознице останутся, но уже сейчас становятся более близкими. На 22 июня в банках курс покупки-продажи доллара колеблется примерно на уровнях 87-92 рублей. Не такая большая разница, учитывая, что разброс сразу после введения санкций на Мосбиржу достигал 50-200 рублей за доллар.
Чернов: Фактически это один и тот же курс, только Центробанк анализирует ход торгов валютой у банков и на внебиржевом рынке до 15:30 московского времени и устанавливает курс на основе этих данных на следующий день, то есть с лагом по времени. Скорее всего, в ближайшей перспективе такое курсообразование сохранится, так как ЦБ готовился к подобным санкциям давно и, полагаю, отрабатывал на практике именно этот вариант, как наиболее действенный и приемлемый. Когда волатильность на валютном рынке снизится, эти два курса, о которых вы спрашиваете, не будут так сильно отличаться друг от друга.
— Ваш прогноз на дальнейший курс: будет ли рубль дальше укрепляться и до какого уровня, или последует откат. Как быстро мы увидим доллар по 100 или, наоборот, доллар по 80?
Гойхман: В колебаниях середины июня рубль показал возможные примерные пределы укрепления. Вряд ли в обозримой перспективе доллар опустится ниже 81-82 рублей. Заметное укрепление рубля невыгодно бюджету, экспортёрам. Более значимы факторы постепенного ослабления курса. Среди них — постепенное формирование новых условий расчётов для импорта, снижение норм обязательной продажи валютной выручки, объявленное плановое увеличение дефицита бюджета. Но и для резкого падения рубля предпосылок не наблюдается. Вероятно сохранение курса в ближайшие месяцы в диапазоне 86-94 рубля за доллар.
Чернов: Курс американского доллара вернется в диапазон 87,5–93,5 и продолжит торговаться в нем, так как он является комфортным для экспортеров и импортеров. Такой вывод можно сделать исходя из того, что с ноября 2023 года котировки валютной пары доллар/рубль не выходили из этого узкого диапазона, а указ об обязательной продаже валютной выручки экспортерами президент России подписал в конце октября именно для того, чтобы стабилизировать курс рубля. Сегодня власти снизили объемы обязательной репатриации валютной выручки экспортерами как раз для того, чтобы устранить дисбаланс спроса и предложения на рынке и вернуть курс доллара в комфортный диапазон.
Учитывая тот факт, что на текущей неделе правительство РФ внесло законопроект о расширении дефицита бюджета на 2024 год, курс доллар скорее отпустят до 100 рублей, чем поднимут до 80 рублей. От него зависит прибыль экспортеров в рублевом эквиваленте и как следствие, доходы российской казны.
— Что можно посоветовать людям, у которых имеются наличные запасы долларов и евро или тем, кто хочет их приобрести. Когда лучше продавать — покупать валюту: сейчас или подождать?
Гойхман: Лучше не совершать резких движений: не паниковать, не бросаться немедленно покупать или продавать валюту. Как в той же песне Высоцкого: «Замрите — ему остаётся пройти не больше четверти пути!». Ведь постепенно ситуация выравнивается. Избавляться от наличной валюты нет смысла. Для приобретения — рекомендации традиционные. Сбережения лучше держать в разных «корзинах» — в рублях и валюте. В рублях – благодаря более высоким процентам по вкладам, надёжным государственным и корпоративным облигациям. В валюте – в силу многолетнего общего тренда роста курсов к рублю,
Чернов: Покупать валюту рекомендуется при снижении курса доллара в районе 80–83 рублей, а продавать в районе 94–100 рублей. Так как волатильность остаётся повышенной и есть риски обострения геополитической ситуации (например, когда 24 июня вступит в силу 14-й пакет санкции ЕС в отношении российской экономики и ее энергетического сектора), то нельзя исключать резких скачков курса валют до этих отметок. Но потом, скорее всего, российские денежные власти вновь стабилизируют его в комфортном для всех диапазоне.