Долго стоять на холостых с турбиной — насколько это вредно

Долго стоять на холостых с турбиной - насколько это вредно

Сегодня обсудим очередной животрепещущий форумный вопрос, касающийся автомобилей с турбонаддувом (причём, дизельных тоже). Собственно, основную проблему я озвучил в заголовке. И что характерно, большинство отвечающих (вне зависимости от сути самого ответа) не понимают, как оно устроено «изнутри». И сегодня я хочу внести ясность простым понятным языком (не для комментаторов, разумеется — те все поголовно академики — для нормальных читателей).

турбокомпрессор в масле турбокомпрессор в масле

Почему уходит масло через турбину

Возможно, многие не поверят, но масло угорает всегда. И в двигателе, и в турбокомпрессоре. Просто невозможно сделать такой сложный нагруженный механизм как двигатель внутреннего сгорания идеально-герметичным. Не на той мы ещё стадии технологического развития. И масло понемногу уходит всегда. Вопрос лишь — в каких количествах. Конечно, пока мотор свеженький, всё это измеряется десятками граммов на десяток тысяч километров. Хотя и здесь далеко не всегда всё так радужно — например, у концерна ВАГ официальный допуск по угару масла — до полулитра на десятку тысяч километров пробега. Не верите — поиск всегда поможет. Соответственно, по мере старения двигателя все эти течи начинают явным образом прогрессировать. В том числе, и уплотнения в самом турбокомпрессоре.

Если на пальцах: центральная часть турбины (разделяющая «горячую» и «холодную» её части), соединена с системой смазки двигателя. И между этой центральной частью и вышеназванными «половинками» турбины нет никаких герметичных уплотнений. Вообще никаких. Потому что ни один упругий материал не выдержит таких температур и оборотов, при которых работает турбина. А чтобы масло совсем уж оттуда не лилось в части где вращаются лопатки, на оси вала есть лабиринтные уплотнения. Они служат как раз для минимизации поступления масла из центральной части в периферические. Этому же способствуют различные маслоотражающие шайбы и прочие ухищрения. Но все эти меры не стопроцентны. Ибо, это не сальник.

Простейшее лабиринтное уплотнение вала. "Минимизирует, но не исключает" - так его можно охарактеризовать. Простейшее лабиринтное уплотнение вала. «Минимизирует, но не исключает» — так его можно охарактеризовать.

Масло в турбину попадает из её центра?

Именно так. Когда турбина раскручивается до рабочих оборотов, в её холодной части (там, где сжимается воздух) создаётся давление. Это давление подпирает каналы того самого лабиринта, и не позволяет маслу просачиваться из центра.

А теперь обратная ситуация: двигатель крутится на холостом ходу. Турбинное колесо еле-шевелится, давления внутри нет. Более того — внутри создаётся разряжение. Вот это разряжение и «вытягивает» масло через лабиринт вовнутрь холодной части, ну а далее — во впуск.

Турбина в разрезе. Красным - горячая часть, синим - холодная. Жёлто-зелёным - центральная часть, куда подаётся в турбину масло. И как раз в зелёной зоне располагаются лабиринтные уплотнения вала, через которые в холодную часть и сочится масло. Турбина в разрезе. Красным — горячая часть, синим — холодная. Жёлто-зелёным — центральная часть, куда подаётся в турбину масло. И как раз в зелёной зоне располагаются лабиринтные уплотнения вала, через которые в холодную часть и сочится масло.

Так как быть с холостыми?

Давайте скажем так: пока машина свежая, можно всё, что не запрещено Руководством по эксплуатации. И тем не менее, обычно в умной книжке к автомобилю с турбиной чёрным по-белому написано, что не рекомендуется стоять с заведённым двигателем более 20 (например) минут. Причину я постарался как можно подробнее изложить выше. Ну и чем больше пробег машины — тем сильнее всё это усугубляется ввиду естественного износа узлов и деталей.

Источник

Оцените статью
Bitnewstoday
Добавить комментарий