Что не так с миграцией в России?

О том, что трудовая миграция жизненно необходима России, сказано уже немало. Ее регулированию сейчас уделяется немало сил. Но все равно остается некое тревожное ощущение. Оправданно ли оно?

Нашему обществу суждено претерпеть изменения под влиянием приезжих работников Фото: Геннадий Черкасов

В июне 2021 года вице-премьер Правительства РФ Марат Хуснуллин заявил о необходимости привлечь на стройки дополнительные 5 миллионов мигрантов. Это больше, чем суммарная численность жителей новых территорий России, присоединенных в 2022-м.

За несколько месяцев до заявления Хуснуллина появились научные разработки, из которых следовало: трудовая миграция из Центральной Азии настолько нужна России, что хорошо бы ввести налоговые льготы для гастарбайтеров и допустить их в политику, по крайней мере, на уровне местного самоуправления.

Уже в нынешнем году ряд исследователей рынка труда предложили оказать меры поддержки трудовой и образовательной миграции, включая расходы на здравоохранение приезжих. Поскольку миграционный ресурс стран ближнего зарубежья близок к исчерпанию, ученые предлагают делать ставку на Африку и Латинскую Америку. При этом речь идет не только и не столько об экономике — эксперты предлагают африканцами и латиноамериканцами поправить нашу демографию.

Это не экстраординарное предложение, роль миграции в демографии предусмотрена «Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы», утвержденной в 2018-м. «Концепция» констатирует, что в 2012–2017 годах миграционный приток в Российскую Федерацию компенсировал естественную убыль населения, и, делая оговорку о том, что основным источником восполнения населения должно оставаться его естественное воспроизводство, отводит миграции роль вспомогательного средства для решения демографических проблем.

Публика же разделилась почти пополам во мнениях о пользе массового завоза работников из-за границы. По данным ВЦИОМ, 47% россиян считают, что трудовая миграция — это положительное явление для нашей страны, а 40% — что отрицательное. Причем за десять лет восприятие миграции сильно потеплело. В 2013-м одобряли приезд работников из других стран лишь 14% наших граждан, а 74% выступали против.

Однако мигрантская тема не сходит со страниц газет и экранов телевизоров, да и Интернет кипит ею. Если до 2020 года слово «мигранты» в поисковой строке браузеров появлялось около ста тысяч раз в месяц, то теперь количество запросов перевалило за 800 тысяч.

Так что же не так с миграцией, которая, с одной стороны, нужна и одобряема, а с другой, вызывает настороженность? Предлагаю, оставив эмоции, посмотреть на факты.

Недавно в ходе совещания правительственной комиссии по миграционной политике под председательством вице-премьера Татьяны Голиковой представители МВД сообщили, что в России сейчас находится более четырех миллионов мигрантов — 3,5 миллиона легальных и 630 тысяч нелегалов. Много это или мало?

В РФ есть всего 6 регионов, население которых превосходит общую численность мигрантов в стране, а в 19 субъектах Федерации людей живет меньше, чем нелегальных мигрантов в России. Армия нелегальных мигрантов сопоставима по численности с группировкой российских военных, принимающих участие в СВО, — в январе нынешнего года президент Путин сообщал, что в зоне спецоперации находится более 600 тысяч российских военнослужащих.

По данным Росстата, в строительной отрасли задействовано менее миллиона человек, включая офисных работников, охранников стройплощадок и продавцов строительных товаров. Значит, условно говоря, если бы все мигранты работали в строительстве, то дороги, мосты, здания школ, больниц, заводов и живые дома появлялись бы в России в 4 раза быстрее. Это, конечно, упрощение, но оно позволяет оценить ту могучую силу, которую представляют собой миллионы мигрантов.

Не люблю циничный, попахивающий социал-дарвинизмом термин «качество человеческого материала», поэтому предлагаю взглянуть на социологический портрет многомиллионной армии иностранцев, расположившейся в тылу.

Сразу замечу, что каждый из нелегалов — как минимум правонарушитель, если, конечно, не преступник. Уж состав статьи 18.8 КоАП РФ — нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации — тут точно есть.

Но поговорим о законопослушных мигрантах. Институт демографических исследований РАН сравнил их жизненные установки с представлениями москвичей и выяснил, что в некоторых моментах ценности не совпадают. Уважение со стороны окружающих хотят получить лишь 9% жителей столицы и 35% выходцев из Центральной Азии. Следование заповедям священных писаний в качестве ценности указали 20% мигрантов и 4% москвичей. Вдвое отличается стремление к неограниченной свободе в высказываниях и действиях, ее жаждут 6% столичных жителей и 13% приезжих.

Совершенно не удивительно, что о многодетной семье мечтают 17% коренных жителей и 42% мигрантов. И не только мечтают. Дети есть у 7,8% москвичей в возрасте 18–25 лет и у 13,9% их центральноазиатских ровесников.

Согласитесь, отличия вовсе не пугающие — мигранты в массе своей свободолюбивые, разговорчивые, зависимые от уважения со стороны, богобоязненные, многодетные. Вроде бы ничего плохого. Разве что, как показывает практика, иногда вместо того, чтобы добиваться уважения своим поведением и делами, попросту требуют уважения. Вплоть до применения силы — такие случаи всплывают частенько, поскольку требовательные мигранты не забывают снять на видео, как добивались уважения.

С богобоязненностью тоже есть нюанс. В прошлом году шуму наделало социологическое исследование Федерального агентства по делам национальностей, которое выявило, что 43,5% мигрантов предпочитают шариат светскому законодательству, а 24% опрошенных готовы принимать участие в протестах, чтобы отстаивать право жить в России по нормам шариата.

А вот стремление к свободе высказываний наталкивается порой на непреодолимую преграду. Ученые РАНХиГС выяснили, что 53% учителей жалуются на то, что учащимся в школах детям мигрантов трудно говорить на русском языке.

Наконец, посмотрим на все обнаруженные отличия через призму образованности приезжих. В 2023 году среди взрослых мигрантов из стран ближнего зарубежья самая большая доля, 36%, имела только среднее образование — за плечами ничего, кроме школы в родной стране. 6% и того не получили — имели неоконченное среднее. Окончили ПТУ, получив среднее специальное образование и какую-никакую профессию, 16% приезжих. А 24% преспокойно въехали исправлять наши демографические проблемы и поднимать экономику, не указав никакого образования — то ли его нет от слова «совсем», то ли есть, но не такое уж высокое, чтобы уметь писать.

Что делать с этой «армией в нашем тылу»? Это зависит не от бизнеса, получающего барыши от эксплуатации дешевой рабочей силы, не от политиков и не от правоохранителей — исключительно от общества и его готовности сосуществовать с мигрантами, с такими, какими они являются.

Вот, к примеру, группа депутатов Госдумы внесла 19 августа законопроект о запрете мигрантам-иностранцам перевозить за собой всю свою семью. Казалось бы, идея здравая — неквалифицированный гастарбайтер за всю жизнь столько не вложит в экономику России, сколько получит его семейство от нашего гуманного и щедрого государства в виде образования, медицинского обслуживания, социального обеспечения. Но общество снова разделилось надвое: 52% согласны с тем, что следует ограничивать въезд в Россию для членов семей трудовых мигрантов, а 39% высказываются против. Консенсуса нет.

Этот законопроект — частный случай, но он демонстрирует, что общество остается толерантным к инвазии. И это значит, что планы подправить демографию вполне могут быть масштабно реализованы.

В одном авторитетном немецком издании недавно вышла статья с алармистским названием «Немецкого общества больше не существует». Но в тексте ее — спокойный, взвешенный анализ профессионального социолога, который абсолютно хладнокровно доказывает шокирующий вывод, вынесенный в заголовок.

Когда-то общество Германии было хоть и неоднородным, но достаточно целостным, у подавляющего большинства были схожие представления о добре и зле, о возможном и недопустимом. В результате прибывающие мигранты сталкивались с альтернативой: либо принять тамошние порядки, отказавшись от прежних взглядов и принесенных с родины традиций, либо натолкнуться на стену непонимания и пусть пассивной, но нетерпимости. Большинство выбирало интеграцию с утратой прежних идентичностей.

Со временем внутренние процессы привели к тому, что общество распалось на группы и группки, имеющие собственные нормы, индивидуальные модели поведения и разные ценности. В этой среде вместо интеграции мигрантские сообщества стали окукливаться — а почему бы и не жить по-своему, если это допустимо? Да и куда интегрироваться, если нет единого общества? И процесс разложения, подстегнутый новыми игроками, притащившими в Германию свою, зачастую архаичную культуру, пошел быстрее.

Теперь если единое общество и возродится, оно будет другим. Более свободолюбивым, разговорчивым, требовательным к уважению, богобоязненным и многодетным? Вполне вероятно.

Вряд ли российская общественность способна примерить опыт Германии на себя — народы, как и отдельные их представители, предпочитают учиться на своих ошибках. А это значит, что и наше общество со временем претерпит какие-то изменения — с учетом влияния так необходимых сегодня стране латиноамериканцев и африканцев.

Источник

Оцените статью
Bitnewstoday
Добавить комментарий