Бюджетный импульс обеспечил высокой спрос на купюры и монеты в России

Банк России впервые опубликовал материал под названием «О наличном денежном обороте». Все, что связано с наличными деньгами, вызывает, по-видимому, все-таки особенный интерес у людей. Кому-то это интересно применительно только к собственным кошелькам, а кому-то по отношению к чужим тоже (и такое встречается!). Ну а тем, кто пытается понять, что происходит с нашей экономикой и каковы ее перспективы, информация о происходящем с наличными деньгами в масштабах страны тоже весьма интересна.

Налик жил, жив и будет жить Фото: Алексей Меринов

Не могу в связи с этим не сказать добрых слов в адрес Банка России. Сегодня, когда количество публикуемой в открытом доступе официальной статистической информации сильно сократилось, начинаешь особо ценить новые дополнительные материалы, содержащие качественную экономическую статистику.

Итак, что же такого интересного опубликовал Банк России и что бы эти данные могли значить? Многие полагают, что наличные деньги становятся все менее популярными в расчетах. Одно только широкомасштабное использование платежей по номеру телефона чего стоит. Да и банковские карточки по-прежнему популярны, оплата по QR-кодам… Безналичные технологии оплаты товаров и услуг совершенствуются, становятся более удобными для потребителей. У кассы в магазине все реже видишь людей, которые для расчета достают купюры и монеты из карманов. Вывод, казалось бы, напрашивается однозначный: наличные деньги уходят в прошлое. Однако не спешите. Теперь у нас есть официальная статистика на этот счет. Вот и посмотрим, что она показывает.

Сумма наличных денег в обращении в России увеличилась в 2023 году с 16,4 трлн рублей до 18,4 трлн рублей, то есть на 12,4%. За 2022 год темп прироста наличных денег в обращении был еще больше — на 16,3%.

Банк России подсчитал не только, сколько триллионов рублей у нас сегодня составляет денежная наличность, но даже и то, сколько приходится банкнот и монет на душу населения. Так вот, по банкнотам на душу населения: 51 лист в 2022 году и 56 листов в 2023 году. Ну да ладно с банкнотами, которые меряются «листами». А вы знаете, в чем исчисляются монеты? Монеты на душу населения измеряются… «кружками». Если в 2022 году на душу населения в России приходился 491 кружок, то в 2023 году — 494 кружка.

Как ни измеряй динамику денежной наличности, будь то в триллионах рублей, или в банкнотах (листах), или в монетах (кружках), результат один: наличных денег в обращении становится больше.

Почему так происходит? Почему именно в последние два года наблюдается существенный прирост наличных денег? И как долго это может продолжаться? Вопросов возникает много. Попытаемся ответить хотя бы на некоторые из них.

К уже упомянутым выше цифрам, характеризующим прирост денежной наличности в стране, добавим благодаря Банку России еще несколько не менее интересных. Хотя в 2022–2023 годах прирост наличных денег был очень большим, он все-таки не был рекордным. Так, за 2020 год наличных денег стало больше аж на 2,8 трлн рублей. Это уже наводит на определенные мысли. Ведь 2020 год был первым годом пандемии COVID-19, когда государство, борясь с ее негативными экономическими последствиями, бросило на это дело огромные средства.

В 2022–2023 годах экономика страны вновь оказалась в сложном положении, но уже по другим причинам — геополитика и санкции. И вновь государство стало тратить огромные деньги. Да, конечно, речь не идет только о наличных средствах. Государство, строго говоря, и не тратит наличные деньги. Просто часть государственных расходов потом материализуется в той же наличности. К примеру, рабочие, получающие зарплату по госзаказу, обналичивают часть заработанных денег, которых стало больше. Чтобы обслуживать денежный оборот, осуществляемый в наличной форме, государство печатает больше банкнот и штампует больше монет. Вот так это работает.

Причины, почему государство стало больше денег вливать в экономику, таковы. Российская экономика, особенно в период широкомасштабных санкций против нее, может быть поддержана в первую очередь за счет стимулирования спроса со стороны государства. Больше денег у потребителей — больше платежеспособный спрос на товары и услуги — больше стимулов у производителей — выше рост производства. Это так называемый кейнсианский подход в борьбе с экономическим кризисом (по имени выдающегося экономиста Дж.М.Кейнса, благодаря рецептам которого США успешно вышли из Великой депрессии 30-х годов прошлого века).

Когда весной 2022 года российская экономика стала резко пикировать вниз, противостоять этому как раз и помогли резко выросшие бюджетные расходы. Тут ведь все на самом деле просто: потраченные государством деньги — это практически автоматическая прибавка к ВВП. Вы скажете: что ж получается, можно и десяти- и даже двадцатипроцентный прирост ВВП за один год обеспечить? Ответ: да, можно, по крайней мере теоретически.

Только вот имеются два практических возражения. Во-первых, при соответствующем взрывном росте расходов деньги могут очень быстро закончиться. Во-вторых, может резко ускориться инфляция. Сколь неприятные бывают последствия от этого, мы все прекрасно понимаем. Назову еще третье, не столь очевидное возражение: деньги еще надо уметь «переварить», то есть у экономики должны быть определенные инфраструктурные, кадровые и прочие возможности абсорбировать выделяемые суммы, а то ведь «несварение» может случиться.

Особо хотел бы обратить внимание на то, что Минфин России называет этот резкий рост расходов «бюджетным импульсом». По-моему, очень точное название. Потому что «импульс» — это что-то временное, скорее даже кратковременное. Импульс не может быть долгим, это будет уже совсем по-другому называться. Перспективы бюджетного импульса таковы, судя по федеральному бюджету на текущую трехлетку, что в 2025 году он уже будет затухать. Яркое свидетельство этому — расходы федерального бюджета в 2025 году должны снизиться на 6% по сравнению с плановым показателем 2024-го.

Не будет бюджетного импульса — не будет и важнейшей причины, почему у нас сегодня быстро растет наличное денежное обращение. Оно, конечно, и дальше будет прирастать. Но когда импульс закончится, темпы этого прироста резко снизятся уже в ближайшие годы.

В общем, налика на руках много, но картина несколько поменяется. Расстраиваться нам по этому поводу сильно не стоит, хотя бы потому, что от нас, населения, здесь мало что зависит.

Кстати, есть еще интересные новости: количество выявленных банкнот Банка России, имеющих признаки подделки, сократилось с 22 605 штук в 2022 году до 12 210 штук в 2023 году. И вы не поверите, но монеты Банка России, оказывается, тоже подделывают. Количество выявленных таких подделок сократилось с 269 штук в 2022 году до 215 штук в 2023 году.

Наличных все больше, фальшивых денег все меньше, вот только история эта (насчет подделок не уверен!) вряд ли продлится долго. Но и хоронить наличные точно рано. Макроэкономические причины — это одно, а отношение людей к наличным деньгам — это совсем другое. Свежий соцопрос показал, что сегодня только 13% россиян готовы полностью перейти на безнал, а в 2021 году таковых было 18%. Так что, как бы ни судили-рядили высоколобые финансисты, налик жил, налик жив и налик будет жить. Еще долго!

Источник

Оцените статью
Bitnewstoday
Добавить комментарий