Уровень зарплатного неравенства в России остается крайне высоким — как в региональном, так и в отраслевом разрезе. Это хорошо видно из обнародованных Росстатом данных за прошлый год. Максимальный разрыв между субъектами РФ по показателю средней зарплаты составляет 4,4 раза, а между разными специальностями он порой превышает 10 раз, причем самой ущемленной категорией являются бюджетники. По словам экспертов, сегодня у государства не так много ресурсов, чтобы выровнять сложившуюся ситуацию.
Фото: freepik.com
Максимальные номинальные начисленные зарплаты зафиксированы на «северах» – в Чукотском (158 тысяч рублей в месяц) и Ямало-Ненецком (145 тысяч) автономных округах, а также в Москве (136 тысяч). Минимальные — в Ингушетии (36 тысяч) и Чечне (37 тысяч рублей). В целом по РФ средняя начисленная зарплата в 2023 году составила 73,7 тысячи рублей, увеличившись по сравнению с 2022 годом в номинальном выражении на 14,1%, в реальном – на 7,8%.
Что касается отраслевого измерения, лучше других себя чувствуют работники сферы добычи нефти и газа (получающие в среднем 180 тысяч рублей в месяц), финансов и страхования (169 тысяч), а также производства табачных изделий (140 тысяч). По оценкам Минтруда, наибольший рост зарплат – более чем на 20% – отмечен в сфере производства одежды и изделий из кожи, компьютеров, электронных, оптических изделий, электрического оборудования и автотранспортных средств. К самым востребованным профессиям относятся, например, инженеры и механики с опытом работы свыше пяти лет, которым в промышленном секторе готовы платить до 200-220 тысяч.
В свою очередь, на зарплатных задворках пребывают учителя (от 15 тысяч рублей в месяц), воспитатели в детских садах (от 11 тысяч), дворники (от 15-20 тысяч), младший медперсонал (от 15-22 тысяч), грузчики (от 20-30 тысяч). Низкие ставки обусловлены рядом факторов, прежде всего ограниченным финансированием этих секторов, малой статусностью, низким спросом. По данным Росстата, в 2023 году на долю 10% наиболее обеспеченных россиян приходилось 29,8% общей суммы денежных доходов, а на долю граждан с самыми низкими зарплатами – лишь 2%.
Как отмечают в Центробанке, увеличение разрыва в доходах населения ведет к замедлению темпов роста ВВП. А ускорение экономики, напротив, сокращает неравенство в распределении доходов. У высокого неравенства масса негативных эффектов, причем глобального характера: оно ведет к снижению инвестиционной и деловой активности, а также потребительского спроса, повышает социально-политическую нестабильность в стране, снижает качество человеческого капитала и производительность труда.
«Вспоминаются майские указы президента 2012 года, которые предполагали, во-первых, повышение зарплат врачам, учителям и другим бюджетникам, во-вторых, выравнивание по регионам, – говорит директор Центра структурных исследований РАНХиГС Алексей Ведев. – Эти указы до сих пор не выполнены, но и не отменены, оставаясь целевой установкой для бюджета. Ясно, что в реальном выражении работники бюджетной сферы будут беднеть, поскольку зарплаты им индексируются ниже инфляции, а государство думает в основном о том, как сохранить финансовую стабильность, ограничить расходы и не выйти на высокий уровень бюджетного дефицита».
Что касается высокооплачиваемых профессий, то, скажем, в добывающей отрасли работает менее 10% экономически активного населения, при этом ее вклад в бюджет и в ВВП очень существенный. Большая добавленная стоимость создает условия для высоких зарплат. А вообще, отмечает Ведев, чем резче социальное расслоение, тем ниже потенциальные темпы экономического роста. Таким образом, если мы хотим выйти на траекторию устойчивого роста, надо эту проблему как-то решать. Например, повышая зарплаты бюджетникам и одновременно – ограничивая их в добывающих госкомпаниях.
«Зарплатный дисбаланс в пользу отдельных отраслей будет сохраняться, – утверждает главный аналитик Neomarkets Олег Калманович. – Все дело в серьезном кадровом голоде, который страна преодолеет не ранее чем через семь лет. Львиная доля компаний обрабатывающего сектора испытывает нехватку персонала, которая объясняется геополитической обстановкой, демографической ямой и малым числом квалифицированных специалистов. Крупный бизнес вынужден повышать зарплаты, чтобы производственный процесс не остановился».
В то же время за врачей и учителей никто особо не конкурирует и не борется: везде платят примерно одинаково, поскольку выплаты осуществляются из госбюджета. Отсюда и кратная разница в зарплатах, отмечает Калманович.
«Сегодня в России «на вес золота» IT-специалисты, квалифицированные рабочие и инженеры, курьеры, – рассуждает директор по коммуникациям BitRiver, экономист Андрей Лобода. – В условиях дефицита рабочих рук государству и бизнесу требуются профессионалы с образованием и мозгами, а то раньше у таких специалистов было только два выхода: либо уходить из профессии и заниматься тем, что приносит доход, либо искать работу за границей».