Автокредиты теперь становятся менее доступными: эксперты назвали причины

Центробанк решил положить конец бесконтрольному росту рынка автокредитования. С 1 июля для его участников впервые начинают действовать те же ограничения, что ранее были установлены регулятором для сегментов потребительского и ипотечного кредитования. Речь идет о повышенных макропруденциальных надбавках для заемщиков с показателем долговой нагрузки (ПДН) выше 50%. Иными словами, эта сфера кредитования уже не сможет жить своей внутренней, никому не подотчетной жизнью. 

Экономист Масленников: «Этот сегмент рынка кредитования перегрет больше, чем любой другой» Фото: Геннадий Черкасов

Сам Центробанк объясняет ужесточение требований, во-первых, ослаблением банками стандартов кредитования, во-вторых, тем, что по состоянию на 1 апреля этот сегмент рынка вырос на 53% в годовом выражении. По оценкам регулятора, за первый квартал 2024 года 61% автокредитов был предоставлен заемщикам, которые на обслуживание уже имеющихся займов отдают более половины своего ежемесячного дохода. Годом ранее доля таких выдач составляла 50%, а в январе 2022-го — 44%.

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в январе-марте текущего года банки выдали населению займов на покупку автомобиля на сумму 508,5 млрд рублей или на 130,9% больше, чем за первый квартал прошлого года (220,4 млрд). Это рекордный показатель за все время наблюдений, равно как — количество: 353 тысячи единиц, что на 99,2% больше по сравнению с аналогичным периодом 2023-го (177,2 тысячи единиц). На 1 марта общая задолженность россиян по автокредитам составила 1,82 трлн рублей. Средний размер ссуды в целом по стране — 1,2 млн, в Москве он приближается к 2 млн рублей. 

«Мотивы решения ЦБ понятны: сегодня рынок автокредитования перегрет больше, чем любой другой, — говорит ведущий эксперт Центра политических технологий, экономист Никита Масленников. — Не сделать того, что сделал регулятор, было нельзя. Высокий разрыв между потребительским спросом на автомобили и предложением со стороны отечественного автопрома усиливает инфляционное давление, — у нас годовая инфляция сейчас 8,46%. Стоимость продукции будет наверняка продолжать расти, поскольку в мае, например, выпуск легковых машин в России снизился на 96,7% год к году. Впрочем, благодаря принятой государством мере какое-то охлаждение спроса, вероятно, начнется в сентябре-октябре».

Сегодня на рынке наблюдается парадоксальная ситуация: банки дают автокредиты по ставкам ниже 10% годовых, при ключевой ставке ЦБ в 16%, — отмечает эксперт финансового маркетплейса «Сравни» Алексей Лоссан. По его словам, продавцы автомобилей фактически предлагают скрытые скидки на свои модели. Очевидно, что такая практика, как и многие другие процессы на рынке, стимулирует инфляцию. ЦБ неоднократно указывал на эту проблему, именно поэтому он отменил льготную ипотеку и сейчас ограничивает доступность автокредитов. Вместе с тем, рассуждает Лоссан, регулятор действует аккуратно, устанавливая повышенные надбавки только для заемщиков с ПДН выше 50%. Это позволяет ему тонко настроить рынок кредитования и добиться снижения темпов роста инфляции, что в перспективе может привести к снижению ключевой ставки. 

«Повышения надбавок к коэффициентам риска не миновать никому, — считает ведущий аналитик Freedom Finance Gold Наталья Мильчакова. — Если еще в начале года такие нормативы касались только заемщиков по ипотеке и потребкредитам, то теперь они будут распространяться и на желающих взять автокредит. При высоких процентных ставках спрос наверняка начнет падать. По автокредитам есть льготные программы, но они рассчитаны на поддержку только российского автомобилестроения: если вы хотите взять новую иномарку, и у вас не хватает на покупку своих средств, тогда придется смириться с существующим статус-кво. Теперь потенциальным заемщикам, прежде чем обращаться в банк за ссудой на машину, надо будет проверить свою кредитную историю и удостовериться в отсутствии просрочек платежей, а также в том, что уровень ПДН не превышает 50%».

Население у нас перекредитовано, и ситуация не становится лучше, напротив, от квартала к кварталу объем накопленных долгов только растет. Поэтому Центробанк действует абсолютно логично: пользы от принятой им меры будет явно больше, чем потенциальных рисков, говорит директор по коммуникациям BitRiver, экономист Андрей Лобода. Прежде всего это забота о гражданах: речь идет не об урезании их потребительских прав, а о борьбе с угрозой их финансовой несостоятельности. Автокредит лучше брать тогда, когда человек не обременен прочими ежемесячными выплатами, утверждает эксперт.

Источник

Оцените статью
Bitnewstoday
Добавить комментарий