Вокруг президентских выборов уже возникло много экономических слухов. В соцсетях популярно мнение, что после 18 марта «рубль отпустят на самотек», и будет опять пробит уровень 100 рублей за доллар. Воздействие на нацвалюту окажет и решение ЦБ РФ по ключевой ставке 22 марта. Как повлияют на рубль события первого месяца весны, «BitNewstoday.ru» обсудил с начальником аналитического управления банка БКФ Максимом Осадчим.
Фото: Лилия Шарловская
— Как оцениваете результаты рубля за минувший год?
— За 2023 год рубль девальвировал относительно доллара «всего» на 21,6%, что, несомненно, очень неплохой результат сравнительно c турецкой лирой, девальвировавшей на 36,6%, или с нигерийской найрой, подешевевшей на 50,1%.
— А еще можно аргентинское песо вспомнить, которое власти во главе с новым президентом-экономистом девальвировали в два раза, и вовсе успокоиться. Ваша мысль понятна: все зависит от того, с чем мы сравниваем. Для отечественной валюты желательны все-таки более достойные примеры для сравнения. Как развивались события на российском валютном рынке в последние месяцы?
— На конец 2023 года курс рубля занял оборонительные позиции на относительно безопасном удалении от психологически значимого уровня в 100 рублей за доллар. Так, 30 декабря за единицу американской валюты давали 89,7 рублей. В январе рубль даже попытался перейти в наступление, укрепившись 16 января до 87,7 рублей за доллар, но отступил под ударами санкций на «заранее подготовленные позиции». В ожидании американских и европейских рестрикций, введенных 23-24 февраля, рубль на Московской бирже с расчетами «сегодня» даже пробил 22 февраля уровень в 100 рублей за доллар, но тут же отскочил обратно, ибо паника была явно преждевременной — санкции оказались достаточно «беззубыми». Основная угроза, которая более всего страшила рынок — запреты в отношении Московской биржи и против Национального клирингового центра (НКЦ) — оказалась нереализованной.
— И, тем не менее, если бы ограничения не действовали, то их бы и не применяли.
— Конечно, не следует недооценивать эффективность санкций. Они, как удавы, душат добычу медленно, но верно, стягивая тело жертвы кольцами многочисленных «пакетов». В целом санкции, несомненно, влияют на ослабление рубля, однако на относительно небольших промежутках времени они могут оказывать и противоположное влияние на отечественную валюту, поскольку они способствуют снижению и экспорта, и импорта. Также санкции ведут к ослаблению оттока капитала из России, что работает на укрепление рубля.
— Центробанк утверждает, что ключевое влияние на курс доллара оказывает состояние торгового баланса, а не административные меры по ограничению продажи валютной выручки компаниями-экспортерами.
— С регулятором не поспоришь. Российский чистый экспорт сократился почти в три раза: с $315,6 млрд в 2022 году до $118,3 млрд в 2023 году. При этом экспорт снижался, а импорт рос, этот эффект «ножниц» сокращал приток иностранной валюты в российскую экономику и способствовал ослаблению рубля. Экспорт российских товаров падал из-за санкционных ограничений и низкого спроса на международном рынке в условиях замедления роста глобальной экономики. А импорт рос, в первую очередь, благодаря «развороту на Восток» и экспансии «параллельного импорта».
— Российская экономика переживает период структурной перестройки, так что изменения в этой части можно назвать отчасти ожидаемыми.
— Важная проблема состоит в структурной перестройке валютного рынка России. Во-первых, он разделился на «изолированные отсеки» по отдельным парам валют, чего никогда ранее не было. Конвертация больших объемов одной валюты в другую стала затруднительной. Во-вторых, эти изолированные сегменты валютного рынка «обмелели»: ликвидность часто становится критически низкой, что и проявляется на «пробоях», когда при относительно небольших объемах сделок происходят мощные колебания курса, как это было, например, 22 февраля. Более наглядно эффект снижения ликвидности валютного рынка можно наблюдать на рынке валютных свопов (так называется временный обмен активами в ходе торговли на бирже — «BitNewstoday.ru»), котировки которого отражают часто возникающий жесткий дефицит долларов и евро. В частности, участники рынка часто готовы заимствовать евро под двузначные, непомерно высокие ставки.
— Какие перспективы у рубля после выборов?
— На рубль действуют разнонаправленные факторы. Перечислю основные. Во-первых, продолжающийся конфликт между Израилем и палестинцами, усиленный поддержкой палестинцев хуситами, способствует росту цены нефти и, тем самым, содействует укреплению рубля. Во-вторых, дефицит бюджета будет с высокой вероятностью в значительной степени финансироваться за счет «печатного станка», что будет способствовать ослаблению рубля. В 2023 году дефицит бюджета составил 3,2 трлн рублей при плане 2,9 трлн рублей. В 2024 году дефицит бюджета запланирован на уровне 1,6 трлн рублей. За 2022 год денежная масса М2 выросла на 24,4%, за 2023 год — на 19,4%. Активный рост денежной массы — фактор ослабления рубля. В то же время жесткая денежно-кредитная политика ЦБ и, в первую очередь, высокий уровень ключевой ставки способствуют укреплению рубля.
Понятно, что при такой комбинации разнонаправленных факторов надежно прогнозировать динамику рубля, да еще в турбулентных условиях геополитического конфликта, не представляется возможным.
— У некоторых участников рынка сформировались ожидания, что до выборов будут удерживать рубль от падения, а сразу после них он покатится по наклонной. Вы верите в такой сценарий?
— Наиболее вероятной пока представляется умеренное ослабление рубля, но шоки, несомненно, будут прилетать. Сильные шоки, в первую очередь, санкционные, способны обвалить рубль, как это происходило неоднократно. Тем более, что «иммунитет» рубля к таким шокам ослаб из-за снижения ликвидности российского валютного рынка.
— Банк России будет принимать решение по ключевой ставке 22 марта. Каким оно будет и как это повлияет на рубль?
— С высокой вероятность регулятор оставит ставку без изменений. Соответственно, влиянием этого решения на рубль можно будет пренебречь.
— На форумах и в соцсетях также обратили внимание на расхождение точек зрения правительства и Банка России по поводу влияния указа президента о продаже валютной выручки на курс доллара. В ЦБ РФ утверждают, что административные меры не являются ключевыми для определения курса рубля и настаивают на непродлении данного распоряжения после 30 апреля, когда срок действия указа истекает. А в правительстве высоко оценивают данное ограничение и намерены настаивать на его дальнейшем сохранении. Как его отмена или продление может сказаться на курсе рубле?
— Продление действия указа президента о продаже валютной выручки будет нейтрально для курса рубля. Отмена данной меры будет способствовать ослаблению рубля. Но я склоняюсь к тому, что эта мера будет продлена из соображений сохранения стабильности.
— Что можно рекомендовать россиянам в таких условиях?
— Учитывать существующие валютные риски и диверсифицировать валютную корзину. Вряд ли стоит отказываться от «токсичных» валют, то есть от долларов и евро, и вряд ли стоит покупать юани. Также следует помнить, что вклады в иностранной валюте (и «токсичной», и «нетоксичной») в российских банках открывать неразумно до тех пор, пока действуют ограничения на валютные вклады.