Одним из главных вопросов, который сейчас мучает россиян, – что теперь, после «изгнания» токсичных валют с биржи, будет с курсом рубля? И как быть с накоплениями в долларах и евро – у кого они, разумеется, есть? Ответить на эти вопросы мы попросили финансового аналитика Сергея Дроздова.
Фото: Наталья Мущинкина
— Такие риски – санкции в отношении Мосбиржи и Национального клирингового центра (НКЦ) – были еще в марте 2022 года, сразу после начала СВО. Сейчас, я полагаю, ЦБ к этой ситуации был более-менее готов, для него она не стала громом среди ясного неба. Это, конечно, не совсем хорошо для нас с вами, ведь котировки валют мы привыкли смотреть онлайн. Но сегодняшняя динамика показывает, что рубль укрепляется и к доллару, и к евро. А по отношению к китайскому юаню так вообще на 2%.
— Что делать нашим гражданам: сбрасывать «американца» и «европейца» или, наоборот, покупать?
— Сегодня я бы не советовал россиянам что-нибудь предпринимать вообще. Нужно время посмотреть, как эта история с санкциями и их обходом будет развиваться дальше.
— Ну а что будет происходить с курсом рубля? Он не рухнет?
— Смешно: некоторые банки сегодня продают доллары по 200 рублей. Скажу так: они здорово ошиблись, выставив такой курс. Расчет делается на панику населения — на то, что люди побегут покупать доллары, предполагая, что «зеленый» станет еще дороже. Весной 2022 года многие тоже покупали токсичную валюту по 110-120 рублей, а летом, когда рубль укрепился в два раза — горько пожалели.
— А в долгосрочной перспективе, до конца года, что будет с рублем?
— Только волшебники с магическими шарами могут ответить на такой вопрос. Их, судя по обилию прогнозов, в нашей стране немало. Помните, они прогнозировали, что сразу после выборов президента рубль рухнет, взлетит до 100-120 за доллар. Вот и сейчас могут что-то подобное напророчить.
— Но когда валютная ситуация прояснится?
— Полагаю, что на следующей неделе. За выходные дни горячие головы в банках немного подостынут. Сегодня там «кривой курс» — регулирование Центробанка пока не вступило в полную силу.
— Понятно, что какое-то время будет неопределенность. Для кого она более болезненна?
— Курс, который будет формироваться вне биржи, будет невыгоден импортерам и экспортерам. Но критичности в этом пока нет.
— Что делать тем, у кого сбережения в токсичной валюте хранятся на счетах или под подушкой? С ними можно попрощаться?
— Не думаю, что значительная часть населения хранит доллары и евро на депозитах. Еще с 2022 года такие вклады сначала были «подморожены», потом по ним ввели невыгодные ставки, где-то даже отрицательные… Скорее всего, такие накопления прячутся под подушкой. И тем, у кого они есть, на мой взгляд, ничего делать не надо: хождение токсичных валют никто в России не запрещает.
— Но вот сейчас выгодно, допустим, пойти в банк и продать за рубли тысячу долларов?
— Какой смысл? Как я уже сказал, рубль сейчас укрепляется, просто в банках не переставляют ценники. Нужно учесть, что у банков сейчас низкий курс покупки валюты, даже ниже, чем неделей раньше. И высокий курс продажи.
— Ну а цены на потребительском рынке пойдут вверх?
— С какой стати? Рубль укрепляется, ничего особого для цен на продукты не произошло. Сейчас не нужно смотреть на обменный курс валют в банках. Они просто пытаются воспользоваться ситуацией. Но ведь мы это уже проходили в 2022 году. И ничего страшного не случилось…