Минфин предлагает уже с лета нынешнего года повысить минимальную розничную цену (МРЦ) на водку сразу на 18 рублей за бутылку — до 299 рублей за пол-литра. Аналогичное повышение «минималки» ждет и другие крепкие спиртные напитки — коньяк, бренди и ром. Прибавка составит от 20 до 40 рублей за бутылку — не такие уж и маленькие деньги! Возникает вопрос: зачем властям потребовалось так заметно и так срочно поднимать МРЦ?
Фото: Алексей Меринов
И так, по предложению Минфина, с 1 июня «минималка» за пол литра водки составит 299 рублей, 0,5 литра бренди и рома обойдутся в 403 рубля, а коньяк – 556 целковых. Для сравнения: в настоящее время МРЦ бутылки водки равна 281 рубль, бренди — 375, а коньяка — 517 рублей.
Напомним, что совсем недавно производители спиртного вбросили в информационное пространство прямо противоположную идею — наладить производство социальной водки для малоимущих по 100 рублей за 0,5 литра. Но инициативы, предполагающие снижение цен, у нас как-то на рынке не приживаются. Во всяком случае, государство дало четко понять, что по скользкому пути удешевления алкоголя и спаивании населения оно не пойдет. И уже с 1 июня, вероятно, в магазинах на легальные крепкие напитки повысятся ценники.
Причем многие эксперты рынка видят в этом решении стремление не столько побороться за трезвость населения, сколько заткнуть финансовые дыры в дефицитном бюджете.
Впрочем, сам Минфин очередную индексацию МРЦ объясняет чисто экономическими причинами: уровнем инфляции в стране, ставками акциза, а также ростом затрат на производство алкоголя. Здесь также учитывается подорожание импортного оборудования, комплектующих и расходных материалов, на которые потратились производители в минувшем году.
Понятно, что алкоголь, в отличие от социально значимых продуктов, никак не защищен правительством от «избыточного» роста цен. Но все же в нашей стране он пользуется определенной популярностью. Только вот не каждый гражданин может отдать три сотни рублей за бутылку водки в магазине. Предпочитают «паленку», втрое дешевле. Значит, нелегальный алкогольный рынок (сегодня он составляет около 25%) станет еще больше? Об этом спрашиваем председателя Национального союза защиты прав потребителей Павла Шапкина.
— С 1 января в России уже повысились цены на алкогольную продукцию. Почему хотят повысить еще и с 1 июня?
— С начала года на 4% увеличились акцизные ставки, а цена не изменилась, — отвечает он. — Вот тепер, вдогонку повысится минимальная цена на крепкий алкоголь. Эта мера была временно отложена. Все, что ниже минимальной цены в торговле, – нелегальная продукция. Стоит добавить, что с 1 мая еще сильнее подорожают вина и слабоалкогольные напитки. Акцизные ставки по винам вырастут примерно в три раза, а по алкогольным коктейлям в 4-5 раз.
— А как же с принятой в свое время правительством стратегией – переходить с крепких напитков на легкие. Получается, что дорожает и то, и другое?
— Отечественное вино получит вычеты по акцизам, а у импортного такой льготы не предусмотрено. Полагаю, что какое-нибудь румынское вино будет стоить 1000 рублей. Кто станет покупать, скажем, молдавское вино за 1000 рублей?
— А почему в перечень крепких алкогольных напитков, которые подорожают, не вошли виски?
— Это ликеро-водочная продукция, на нее отдельной минимальной цены пока не установлено. Но она и без того дорогая.
— На днях появилась инициатива – производить социальную безакцизную водку по 100 рублей. Видимо, правительство не готово идти по этому пути?
— Эта идея стара, как мир, ее еще предлагал Кулик – был такой аграрный руководитель в правительстве Ельцина. Дескать, чтобы избавиться от нелегального оборота, цены на легальный товар нужно сделать минимальными. Но тогда зачем останавливаться только на алкогольной продукции? Давайте отменим налоги на все товары, и будет у нас страна побежденного контрафакта. Правда, с пустой казной…
— Все говорят, что крепкий алкоголь нынче дорог, не по карману многим россиянам. Как они будут снимать стресс в конце недели – ведь выпивка станет еще дороже?
— Подозреваю, что часть народа пойдет в аптеки за разными настойками типа «Боярышника» крепостью в 60 градусов. Их минимальные цены никак не касаются, хотя, наверное, давно пора ввести.
Еще есть рюмочные, «наливайки», там можно без труда разжиться «левой» продукцией. Такие точки государство начинает регулировать, но лицензирование там еще не введено, строгого контроля нет.
— Получается, что государство «закручивает гайки» на рынке алкоголя, но победить «теневую» продукцию на нем никак не может?
— За это спасибо в кавычках нужно сказать Горбачеву и его антиалкогольной кампании. До нее такого масштаба нелегальной продукции в стране не было. Возник как бы общественный договор между официальным и теневым рынками. Борьба с контрафактом идет активная, меры ужесточаются, гайки закручиваются… Но каждый день идет информация, что где-то закрыли подпольный завод по производству алкоголя. Водку ночью повсеместно запрещено продавать. Но, наверное, каждый знает, где в ночное время купить выпивку. Эта система работает внутри антиалкогольной системы.
— Самогона на теневом рынке теперь станет больше?
— Этот напиток сегодня совсем недешевый. Затраты на сахар, время на выдержку браги, потом стоимость самого перегонного аппарата. Самогон сегодня удовольствие больше для богатых, чем для бедных.