15-летний Ислам Халилов, который вывел из «Крокус Сити Холл» более 100 человек, признается, что не чувствует себя героем. Действовал по инструкции — вот как он объясняет свой поступок во время теракта. По его словам, отец ещё несколько лет назад объяснил ему, как нужно себя вести в чрезвычайной ситуации: следует проявлять максимум спокойствия и быстроты реакции. Также Ислам рассказал, что персонал «Крокуса» предупреждали о теракте за несколько дней до трагедии.
Фото: Кадр из видео
— Ислам, а давно ты работаешь в «Крокусе»?
— Уже год. Друзья рекомендовали мне сюда устроиться. А я в Красногорске рядом живу, буквально через мост, поэтому мне удобно сюда ходить. 5 минут — и на работе.
— Вас, школьников, только по выходным задействовали?
— Нет, я работал практически каждый день.
— По трудовому договору?
— Да. Какие-то бумаги подписывали и я, и родители.
— Какая зарплата, можно спросить?
— В час нам платили 230 рублей. И если сдашь в аренду бинокли, с каждого тебе по 40 рублей в карман.
— В ответственный момент ты мгновенно сориентировался, куда вести людей. Вас инструктировали до этого? Учили ориентироваться в знании?
— Да, конечно. Нам план эвакуации разжевывали по 4-5 раз в неделю. Я выучил его наизусть. Поэтому выводил людей буквально на автомате. Самый надежный путь из гардероба на улицу вел через «Крокус Экспо». Туда я и повел людей.
— Они паниковали, боялись, сопротивлялись?
— Они очень медлили. Кто-то был в полной растерянности, в ступоре. Приходилось подгонять и буквально толкать в спину. Нельзя было терять ни секунды времени.
— Какое расстояние вам пришлось в общей сложности пройти?
— Около 200 метров. И я был не один. Хочу сказать, что со мной людей выводил мой одноклассник Артем Донсков. Он шел впереди с толпой, а я был замыкающим.
— Самый большой вопрос, где была охрана?
— За несколько дней до трагедии в Крокусе был и ОМОН с собаками, и Росгвардия, и спецназ. Нам говорили, что есть угроза теракта, поэтому людей в форме было очень много. А потом все успокоилось, оборона ослабла. В ту пятницу осталась лишь охрана с дубинками.
— Ты видел террористов? Как все началось? Какими были первыми минуты?
— Мы услышали стрельбу и звук разбивающегося стекла. Потом зашли они и, продолжая стрелять, двинулись в зал. Это было в 8 часов вечера, сразу после третьего звонка. То есть они рассчитывали, что там полный зал народу. А у нас было много опоздавших. В гардероб стояла очередь.
— Кто-то из руководства связался с тобой после случившегося, благодарил?
— Да, звонила Анна из отдела кадров. Сказала, что я молодец. Действовал четко по плану.
— Родители с тобой когда-нибудь обсуждали возможность подобных ЧП?
— Да. Когда по телевизору показывали кадры с чрезвычайными ситуациями, папа всегда повторял, что надо в такой момент сосредоточиться, проявить минимум эмоций и действовать очень-очень быстро и шустро. Со стороны будет казаться, что ты действуешь хладнокровно. А ты будешь максимально собран.
— У вас в семье ещё есть дети?
— Да, у меня младшие брат и сестра.
— А кем родители работают?
— Мама кондитер, а папа строитель.
— Спасибо им, что воспитали такого сына.
— На моем месте так поступил бы каждый.