Из стран Ближнего Востока Иран ближе всего подошел к созданию национальной цифровой денежной единицы. Положение обязывает: страна который год находится под санкциям. Однако только ли они служат стимулом для развития криптовалютного проекта? Давайте разберемся, какие еще мотивы толкают власти страны к принятию инноваций. И почему кабинет министров Исламской республики рассматривает законопроект о легализации оборота других виртуальных активов в стране.
О введении виртуальных платежных средств для обхода американских санкций в Тегеране заговорили еще в 2017 году. С тех пор проект прошел массу согласований в различных министерствах и ведомствах. По словам главы иранской fintech-корпорации Informatics Services Сейеда Абуталеба НАДЖАФИ, соответствующий пакет документов находится на рассмотрении в Центральном банке, поскольку, согласно замыслу, монета будет иммитироваться главным финансовым регулятором и иметь привязку к фиатной валюте — иранскому реалу. Наджафи также отметил, что технологическая составляющая криптовалюты находится в высокой степени готовности, и как только стартап получит одобрение ЦБ, финансовый актив можно будет вводить в обращение. Однако доступен он будет в первое время только для межбанковских и трансграничных платежей: власти Ирана не стали множить сущности и пошли по пути двух других исламских государств - Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов, которые планируют внедрение цифровых расчетных единиц через традиционную банковскую сферу.
Глава корпорации Сейеда Абуталеба НАДЖАФИ также подчеркнул, что привязка к риалу очень важна с точки зрения финансовой стабильности, поэтому выпуск криптовалюты не будет дополнительной денежной эмиссией, которая может подстегнуть и без того высокую инфляцию, а напротив, каждая виртуальная монета станет своеобразным цифровым зеркалом конкретной фиатной единицы. Соответственно, обращение тех наличных и электронных риалов, у которых появятся цифровые копии, будет остановлено. Это означает плавную замену классических денег цифровыми.
Заинтересованность властей Исламской Республики в развитии рынка виртуальных активов иллюстрирует еще один факт: 12 декабря кабинет министров Ирана рассмотрел ряд мер по регулированию оборота токенов. Секретарь верховного совета по киберпространству Аболхассан ФИРУЗАБАДИ завил, что из-за популярности цифровых технологий и роста неофициального использования криптовалют возникла потребность в создании необходимой законодательной базы, которая бы обеспечивала прозрачность и безопасность транзакций. «Из-за важности криптовалют, верховный совет по киберпространству настаивает, чтобы работа по правовому анализу была закончена как можно скорее», - отметил он.
Такая спешка объясняется тремя причинами. И первая из них — санкции. Американская политика в отношении Исламского государства последнему обходиться все дороже. Так например, буквально за месяц после введения санкционного пакета, экспорт иранской нефти в Турцию сократился с 227 000 баррелей в день до 70 000 и объем продолжает падать. И несмотря на то, что Китай и Индия увеличили закупки до 360 000 и 300 000 баррелей в сутки, но это не помогло Ирану наполнить бюджет, выручка от продажи сырья неуклонно сокращается. «У нас нет судов, чтобы вовремя экспортировать нефть», - заявил местному информагентсву источник в правительстве. Танкеры принадлежат по большей части транснациональным транспортным компаниям, многие из которых не хотят вступать в конфронтацию с правительством США. Тех же кто не боится гнева великой державы на рынке меньшинство. Поэтому экспортные издержки неуклонно растут.
Такое положение дел негативно повлияло на официальный обменный курс реала, который упал с 36 000 за $1 до 42 000, в то время как на черном рынке он вырос с 43 000 реалов в начале года до 128 000 к декабрю.
К этим проблемам добавилось отключение кредитных учреждений Исламской Республики от системы SWIFT, что крайне затруднило взаиморасчеты даже по уже исполненным контрактам. Иран и Индия уже перешли на расчеты за нефть в рупиях, но это всего лишь один независимый канал транзакций, а поставщиков и импортеров десятки тысяч.